Фото: Pixabay.com
В Палестинской автономии продолжаются масштабные акции протеста против закона о социальном страховании. Тысячи человек собрались в Рамалле, требуя отменить закон и отправить в отставку министра труда Мамуна Абу Шахлы.
Палестинская полиция задержала автобусы из других городов, перевозивших демонстрантов в Рамаллу, что вызвало возмущение правозащитников, требовавших соблюдения прав палестинского населения на выражение своего мнения.
Закон о социальном страховании в частном секторе обязывает работников и работодателей делать отчисления в корпорацию социального страхования в размере 15,5 процентов от месячной зарплаты. 7,5 процентов вносит работник, 8 процентов — работодатель. Получать накопления можно, начиная с 60-ти лет. До сих пор только работники государственного сектора ПА имели социальное обеспечение. При этом 53% работников ПА заняты в частном секторе.
Недовольство палестинских организаций вызвали другие положения закона, в частности, запрет вдовам наследовать пенсию покойного мужа в случае повторного замужества, запрет сиротам получать пенсию родителей после окончания университета и т.д. Противники закона говорят, что вдовы в такой ситуации не будут выходить замуж, а сироты станут «вечными студентами».
Помимо этого, многие активисты утверждают, что закон принят без соблюдения положенных процедур, так как председатель ПА Махмуд Аббас (Абу Мазен) уже много лет управляет с помощью указов, и его решения не получали одобрения парламента.
Палестинское руководство, напротив, решительно настроено заставить все частные компании соблюдать новый закон, хотя и пошло на некоторые уступки под давлением оппозиции.
В целом закон стал еще одним примером нежелания палестинского руководства строить государственные институты. В рамках соглашений Осло палестинская администрация должна была основать специальную структуру, которой Израиль перечислил бы социальные накопления палестинских работников в период с 1967 по 1994 год. По некоторым данным, речь идет о десяти миллиардах шекелей.
Но соответствующий закон был принят только в 2016 году. Что мешало сделать это сразу после создания ПА — неясно, но, судя по некоторым комментариям, палестинские лидеры привычно решили, что, пока у них нет государства, пенсиями можно не заниматься. Хотя на самом деле создание таких функционирующих государственных институтов служит залогом будущего жизнеспособного государства, и без них «Государство Палестина» обречено.