
25 июля временно завершился израильско-иорданский дипломатический кризис, возникший на фоне кризиса более крупного — напряженности на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, то есть, в комплексе мечети Аль-Акса.
Напомню, что 14 июля на Храмовой горе был совершен теракт. Трое израильских арабов застрелили двух полицейских. Другие патрульные уничтожили террористов, пытавшихся укрыться в комплексе мечети Аль-Аксы. Мечеть была закрыта до 16 июля — впервые с 1967 года, то есть, за 50 лет, что комплекс находится под контролем Израиля. За это время выяснилось, что террористы заранее спрятали оружие на территории комплекса.
После теракта правительство Израиля приказало принять новые меры по обеспечению безопасности с целью предотвращения новых терактов. В частности, были установлены металлоискатели на входах на территорию Аль-Аксы и видеокамеры снаружи комплекса. 16 июля комплекс снова был открыт, с этими нововведениями.
Мусульманская администрация Храмовой горы, или Вакф, потребовала немедленно убрать все металлоискатели, утверждая, что Израиль нарушает статус кво в святыне. Это, конечно, не так, ведь израильское государство имеет суверенитет во всем Иерусалиме. Муфтий Иерусалима Мухаммад Хусейн запретил мусульманам проходить через металлоискатели. Многие соблюдали этот запрет, но не все.
Палестинские группировки тем временем воспользовались этим предлогом для разжигания страстей. Начались беспорядки, достигшие пика в пятницу, 21 июля, когда погибли трое арабов. Сторонник ХАМАС из деревни Кубар проник в еврейский поселок Халамиш и убил троих израильтян, утверждая, что мстил за Аль-Аксу. Его арестовали.
Иордания, несущая религиозную ответственность за Аль-Аксу в соответствии с мирным договором, тоже требовала от Израиля убрать металлоискатели. 23 июля в Аммане произошел инцидент, подливший масла в огонь.
В квартире сотрудника службы безопасности посольства Израиля, расположенной в комплексе представительства, меняли мебель. В квартире находились сам охранник, иорданец-хозяин квартиры и два рабочих. Между охранником и рабочими вспыхнул спор, и один из них ударил его отверткой и ранил. Израильтянин выхватил пистолет и открыл огонь, застрелив нападавшего. Был также смертельно ранен хозяин квартиры, вероятно, шальной пулей.
После этого израильский МИД попытался эвакуировать посольство, но тщетно. Иорданские власти блокировали посольство, не позволяя никому уехать, и требовали разрешения допросить охранника, вопреки Венской конвенции.
Кризис был разрешен только поздно вечером 24 июля, после долгих переговоров с участием разных лиц, вплоть до премьер-министра Нетаниягу и короля Абдаллы II. Израильским дипломатам и прочему персоналу, включая охранника, разрешили уехать.
Вскоре после этого израильское правительство объявило, что убирает металлоискатели и видеокамеры с Храмовой горы. Все комментаторы уверены, что это было сделкой с Иорданией — дипломатический персонал в обмен на отказ от мер безопасности. Если это действительно так, налицо пример торжества грубой силы над всеми нормами международного права. Когда в следующий раз арабы будут обвинять Израиль в пренебрежении законом, стоит напомнить им, что захват посольства в заложники представляет собой откровенное варварство.
В такой ситуации уступки не только не помогут успокоить страсти, но лишь разожгут новый пожар.
Вот пример: пытаясь сохранить лицо, израильское правительство заявило, что в Старом городе будет установлена новая, «умная» система безопасности, с разными видеокамерами и прочими техническими новинками. На данный момент Вакф, почувствовавший, что на Израиль можно давить, заявил, что и этого не допустит. Похоже, кризис на Храмовой горе еще не преодолен.