Фото: Pixabay.com
Автор: Адам Зар
Почему крупнейшие в мире экспортеры нефти не смогли договориться и одновременно решили действовать крайне агрессивно на фоне падения спроса, вызванного распространением коронавируса? На протяжении трех лет Россия и страны ОПЕК сокращали добычу, вводя квоты. Россия действовала заодно с другими государствами, хотя и не всегда в полной мере выполняла свои обязательства, и получила для себя право решающего голоса в принятии решений картеля. Но тут нашла коса на камень. На прошлой неделе стало очевидно, что из-за пандемии коронавируса, ударившей прежде всего по основному потребителю, Китаю, резко упал спрос на нефть. Саудовская Аравия предложила заключить новое соглашение, снизить добычу, чтобы поддержать цены. На первый взгляд, очень разумное решение. Но Россия заявила, что она хочет увидеть полную картину воздействия коронавируса на спрос на нефть, прежде чем принимать какие-либо меры.
Однако дело было далеко не только в этом. Прежде всего, и тут политика опять диктует свои правила российской элите, помешанной на антиамериканизме, Путин и Сечин опасаются, что, если сократить объемы добычи нефти, это станет настоящим подарком для сланцевой американской нефти. Мол, Трамп толкнет свою нефть на рынок и получит клиентов в ущерб русским интересам. В свое время российское руководство опозорилось публично, заявив, что сланцевая нефть, мол, никогда не станет важным фактором ценовой политики. Теперь в Кремле помалкивают по этому поводу. А тут еще санкции, введенные США против российских энергетических компаний, включая введенные в феврале санкции против торгового подразделения государственной нефтяной компании «Роснефть», и попытки помешать завершению строительства «Северного потока-2».
Путин пошел ва-банк. Россия вышла из договора и стала наращивать добычу и продажу нефти самостоятельно. Но и саудиты не стали отступать ни на шаг. Саудовская государственная компания Saudi Aramco заявила о планах существенно увеличить добычу и поставки нефти. И их поддержали оюзники: по сообщению агентства Bloomberg, Ирак и Кувейт готовы предоставить своим покупателям скидки по 5 и 6 долларов на баррель. ОАЭ также снижают стоимость сырья. А Иракская государственная нефтяная компания SOMO планирует еще и увеличить экспорт. При этом в правительстве страны отмечают, что «ценовая война не отвечает интересам стран-производителей», а Багдад стремится достичь соглашения по стабилизации и восстановлению баланса на рынках. Но пока что срыв переговоров привел к обвалу – нефть подешевела на 30%. Затем рынок немного отыграл, но цены вновь пошли вниз после демонстрации Эр-Риядом намерения вести борьбу до победы.
Коронавирус также наступает, приводя мировую экономику к стагнации и даже кризису. Ближайший месяц ответит на вопрос, кто кого переупрямит в споре о цене на нефть. Русские традиционно сильнее и упрямее, правящая верхушка по-военному подчиняется Путину. Но и политический режим саудовской королевской семьи выглядит, невзирая на хуситских повстанцев и аресты недовольных принцев, вполне стабильным и может широко опираться на традиционную экономическую и медицинскую помощь США. Видимо, русский правитель, как раз, похоже, нацелившийся на пожизненное пребывание у власти, затеял очень опасную игру, которая уже сильно подорвала русскую экономику, вызвав девальвацию рубля. Если в России начнется эпидемия коронавируса, сравнимая с иранской или итальянской, то население, глухо ворчащее про «обнуление» срока и про курс рубля, может преподнести ряд сюрпризов своей правящей элите.