Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сказал российскому информагентству «РИА Новости», что Анкара приглашает Россию к разработке месторождений полезных ископаемых в районе Кипра.
Мевлют Чавушоглу сказал, что этот вопрос обсуждали на недавних переговорах президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Российской Федерации Владимир Путин. Он заявил при этом, что Европейский союз занимает необъективную позицию и не учитывает права турков-киприотов на часть газовых месторождений в водах Кипра. Глава МИД имел в виду непризнанную Турецкую республику Северного Кипра. На этом фоне появились слухи о том, что Москва готова признать ТСРК, впрочем, эти слухи были быстро опровергнуты.
Следует отметить, что Турция очень старается привлечь на свою сторону Россию в борьбе за нефтегазовые месторождения Восточного Средиземноморья. С этим связаны усилия Анкары договориться с Москвой по поводу прекращения конфликта в Ливии, где эти страны поддерживают разные силы — Эрдоган оказывает военную помощь правительству национального согласия Фаиза ас-Сараджа, а РФ помогает маршалу Халифе Хафтару и его «Ливийской национальной армии».
Основания для сотрудничества и общность интересов в конкретной области у двух стран есть. Правительство Турции было обеспокоено договоренностями между Израилем, Египтом, Грецией и Кипром о демаркации морских экономических зон и о строительстве газопровода, поставляющего газ с месторождений в Восточном Средиземноморье в европейские страны. Россия, со своей стороны, недовольна возможной конкуренцией на энергетическом рынке Европы, так что приветствует действия Турции.
Турция попыталась смешать карты Израилю и Египту, заключив соглашение с правительством Сараджа, в том числе, и о разделении экономических зон, что привело к бурным протестам Греции, справедливо усмотревшей в этом нарушение своих прав. ЕС поддерживает Грецию в этом конфликте, поэтому Анкара нуждается в поддержке другой силы, в роли которой выступает Россия. Однако при этом Россия и Турция остаются по разные стороны баррикад в Сирии, где Москва поддерживает президента Башара Асада, а Анкара — оппозиционные силы. Не исключено, что по этой причине Россия не стала чрезмерно давить на Хафтара во время недавних переговоров в российской столице о прекращении огня в Ливии. Маршал договор так и не подписал.
Данный конфликт не может не привлечь внимание Вашингтона, так как Израиль и Египет опираются во внешней политике на американскую поддержку, к тому же, компании из США участвуют в разработке израильских газовых месторождений.
В результате газовый конфликт стран Восточного Средиземноморья приобрел черты нового противостояния западных держав — ЕС, России и США. Возможно, его судьба решится в результате гражданской войны в Ливии, где армия Хафтара безуспешно осаждает Триполи уже несколько месяцев.