Футбольные страсти большой арабской политики

Категория: СтатьиСтрана: МагрибМетки: Спорт

Иногда большой спорт вмешивается в большую политику, хотя чаще бывает наоборот. Но недавно случилось так, что именно из-за футбола Саудовская Аравия рискует потерять поддержку Марокко, до сих пор остававшегося союзником Эр-Рияда.

Марокко подало заявку на проведение финальной части чемпионата мира по футболу в 2026 году. Североафриканскому королевству было нелегко соперничать с объединенной заявкой США, Канады и Мексики, но, как пишет Самир Бенис в Morocco World News, страна все же рассчитывала выиграть и получить серьезный шанс придать импульс экономическому развитию в виде строительства  и модернизации инфраструктуры.

Однако, как утверждает автор, Саудовская Аравия неожиданно выступила против заявки Марокко. Эр-Рияд не только сам голосовал против, но и убеждал другие страны поддержать проведение ЧМ-2026 на американском континенте, видимо, чтобы сделать приятное США, своему главному союзнику. В частности, североамериканскую заявку в итоге поддержали Кувейт, Бахрейн, Ливан, ОАЭ, Пакистан, Афганистан и Иордания. Всего заявку США, Канады и Мексики поддержали 134 страны, заявку Марокко — 65. Отметим, что и США, и Мексика уже принимали чемпионаты мира по футболу.

На этом фоне в Марокко зазвучали призывы прекратить помогать саудовской коалиции вести войну против хуситских мятежников в Йемене. Эксперты «внезапно» обнаружили, что коалиция, якобы, разрушает Йемен, и в результате ее действий гибнет много мирных жителей.

По словам Самира Бениса, Марокко следует сохранять нейтралитет и не вставать на сторону Саудовской Аравии и ОАЭ в их конфликтах с другими государствами. Он утверждает, что внешняя политика двух стран сформирована вашингтонским аналитическим центром «Foundation for the Defense of Democracies», который, в том числе, с 2015 года призывал США выйти из ядерной сделки с Ираном. Помимо этого, пишет Бенис, этот центр спонсирует Шелдон Адельсон, сторонник Израиля, и, якобы, именно он сыграл большую роль в переводе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим.

Бенис считает, что главная цель сформированной вашингтонскими экспертами политики заключается в превращении Израиля в регионального гегемона. Получается, что Саудовская Аравия и ОАЭ либо не поняли этого, либо считают, что на данный момент ослабление Ирана отвечает их интересам. В любом случае, Бенис призывает Марокко держаться подальше от этого политического курса.

Первой ласточкой резкого охлаждения отношений между двумя странами из-за футбольного конфликта стал отказ Марокко от участия в инициированном Саудовской Аравией саммите в поддержку законного правительства Йемена. Министр коммуникации и культуры Марокко Мухаммад Лаарадж заявил, что не смог выкроить время для саммита, но комментаторы считают, что истинная причина — нежелание Эр-Рияда поддержать заявку Рабата на ЧМ-2026.

Очевидно, что Иран постарается воспользоваться ослаблением отношений между Марокко и Саудовской Аравией, как уже пользуется конфликтом между Эр-Риядом и Дохой, пытаясь изо всех сил помочь Катару преодолеть бойкот, объявленный арабскими странами Персидского залива. Иранские СМИ уже довольно подробно освещают напряженность в отношениях между Рабатом и Эр-Риядом.

Сайт «Табнак» осветил этот конфликт и написал, в частности, что марокканцы радовались разгромному поражению саудовской сборной по футболу в матче с Россией на чемпионате мира, а саудовские болельщики были рады, что иранская команда обыграла марокканцев.

Пока трудно сказать, насколько испортятся отношения Рабата и Эр-Рияда из-за футбольного скандала, но, судя по публикациям в Марокко, это королевство намерено требовать от Саудовской Аравии компенсации за провал своей заявки в ФИФА.

Рейтинг@Mail.ru