22 января боевики из «Ансарулла», ополчения кланов Хуси, продолжили контролировать дворец президента Йемена Абд-Рабо Мансура Хади, несмотря на подписанное накануне соглашение о прекращении боевых действий.
Боевики договорились с президентом, попавшим к ним в руки, что в проект конституции будут включены поправки, на которых настаивают Аль-Хусиюн, выступившие против конституции, разработанной некоторое время назад.
Шиитские боевики продолжают утверждать, что одновременно выступают против американских, саудовских, катарских и турецких заговоров, угрожавших независимости Йемена.
Тем временем комментаторы в арабских странах открыто заговорили о грубом иранском вмешательстве в дела Йемена и о навязывании Тегераном своей воли вопреки реальным интересам страны. В отличие от неизвестных саудовско-катарских и американо-турецких заговорщиков, иранские агенты действуют весьма решительно.
Баклем Хасан Шальхе в ливанской газете «Аль-Лиауа» написал, что иранские сателлиты в лице «Ансарулла» уничтожают последние остатки арабского влияния в Йемене, осуществлявшегося, в основном, Саудовской Аравией через клановую систему. Отныне основное влияние переходит к Ирану. Впрочем, борьба еще не закончена, так как шиитам противостоят сторонники бывшего президента Али Абдаллы Салиха, который не утратил надежды вернуться к власти, местное представительство «Братьев-мусульман», суннитские кланы и сепаратисты-южане. Разумеется, без решительного арабского или международного вмешательства в стране вспыхнет полномасштабная гражданская война по сирийскому или ливийскому сценарию, заключает он.
Многие обратили внимание на то, что иранские клиенты в Йемене показали свою силу именно тогда, когда Иран оказался не в состоянии убедить нефтяной картель ОПЕК снизить экспортные квоты и тем самым поднять цены на нефть. Сайт «Аль-Ахбар Нау» написал, что в Йемене Иран «отреагировал» на нефтяную политику Саудовской Аравии, захватив ключевой город в стране, граничащей с королевством. По сути это прямая угроза Тегерана в адрес Эр-Рияда. Многоопытные иранские лидеры немедленно призвали саудовскую сторону к мирному диалогу по разным вопросам, но это обычная тактика режима Исламской республики — постоянно демонстрировать на словах миролюбие и стремление к дружбе со всеми странами (кроме Израиля, конечно).
Описывая феномен «Ансарулла», комментаторы указали на сходство действий Ирана в Йемене и в Ливане. Метод, увенчавшийся успехом на ливанской земле, сейчас применен на Аравийском полуострове. Абд аль-Малик аль Хуси, лидер шиитов, стал йеменским двойником Хасана Насраллы, лидера ливанской «Хизбаллы».
События в Йемене не могут не беспокоить правительство Египета как минимум по двум причинам. Во-первых, египетская экономика очень зависит от спонсоров из богатых арабских стран Персидского залива, оказавшихся под ударом из-за иранской авантюры. Во-вторых, захват власти боевиками ставит под угрозу судоходство в Красном море, то есть причиняет ущерб второму источнику денежных поступлений в египетскую казну — Суэцкому каналу.
Неудивительно, что МИД Египта выразил глубокую обеспокоенность в связи с событиями в Йемене и потребовал немедленного возвращения всех сторон за стол переговоров. Каир также добавил, что проводит консультации с арабскими странами по Йемену.
На данный момент очевидно, что Иран решил взять инициативу в свои руки и действовать против Саудовской Аравии. Эр-Рияд обязан отреагировать максимально жестко, причем, скорее всего, просто натравить на Хуси враждебные им йеменские элементы уже не получится, слишком неравны силы. Но в готовности Саудовской Аравии на данном этапе применить силу я сомневаюсь. Наиболее вероятным представляется пассивная оборона: укрепление границы с Йеменом, где строится забор, усиление спецслужб во всех арабских странах с целью выявления и ликвидации иранских агентов, и сохранение цен на нефть на низком уровне с целью лишить Иран денег и, следовательно, возможности поддерживать своих клиентов. Наверняка по тайным каналом саудовцы постараются убедить Запад сильнее надавить на Иран. Нельзя также исключить попытку привлечь на свою сторону Китай — главного покупателя арабской нефти, заинтересованного в стабильности монархий Персидского залива.
К большому огорчению саудовских лидеров, президент США Барак Обама уже исключил возможность ужесточения санкций против Тегерана, что затрудняет Эр-Рияду задачу.