Министерство иностранных дел Китая заявило, что уйгуры, прибывающие в Турцию через страны Юго-Восточной Азии, проходят подготовку на базах исламистов в Ираке и Сирии, чтобы затем перенести джихад на территорию КНР.
МИД КНР сообщил агентству Reuters, что Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ) призывает своих сторонников отправляться на Ближний Восток, чтобы пройти там необходимую подготовку. По данным внешнеполитического ведомства Китая, уйгурские боевики через Турцию попадают в Ирак и Сирию и участвуют в «священной войне», чтобы использовать накопленный опыт в Китае. «Это не только китайская проблема, это угроза для многих стран и регионов», — говорится в заявлении МИД.
По некоторым данным, из Китая на Ближний Восток уехали сотни, если не тысячи уйгуров. Ранее МИД КНР заявлял, что турецкие дипломаты дают им паспорта Турции и вывозят на Ближний Восток, где отправляют в Сирию и Ирак в качестве пушечного мяса. Об этом в начале июля рассказал Тонг Бишан, начальник отдела в департаменте уголовных расследований в министерстве общественной безопасности.
Тонг Бишан рассказал, что уйгурские экстремисты и их турецкие пособники наладили большой бизнес. Они морочат голову молодежи в Синцзянь-Уйгурском автономном районе, подбивают их уехать из КНР в Турцию, но там они оказываются без работы и охотно пополняют ряды боевиков. Террористы платят за каждого нового бойца примерно 2.000 долларов.
Министерство иностранных дел Турции поспешило опровергнуть данное заявление китайского правительства, отмечает «Сабах». Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Танджу Бильгич сказал, что обвинения в переброске и фактической работорговле вздорны и не заслуживают комментариев.
При этом Бильгич заявил, что Анкара уважает территориальную целостность Китая и не разделяет сепаратистские устремления ИДВТ.
Тем временем стали известные некоторые пропагандистские материалы, распространяемые ИГ как раз для привлечения уйгурских боевиков. Любопытно, что в одном из роликов был показан 80-летний Мухаммед Амин, уйгурский старик, которого «халифат» с гордостью назвал своим старейшим воином. В других видеороликах уйгурские дети и подростки в одежде с эмблемами халифата обещают вернуться в Китай и поднять там знамя ИГ, чтобы «изгнать китайских неверных».
Многие турецкие националисты придерживаются идеологии пантюркизма, считая все тюркские народы единой семьей под руководством Турции, и называют уйгуров своими братьями. Поэтому в ходе Рамадана в Стамбуле произошли беспорядки, спровоцированные сообщениями о том, что уйгурским мусульманам запрещено поститься и молиться в этот священный для ислама месяц.
Дошло до того, что в Стамбуле были избиты корейские туристы, которых демонстранты приняли за китайцев. Вдобавок, демонстранты напали на китайский ресторан Happy China. По иронии судьбы, владелец ресторана — турецкий гражданин, а поваром у него работает уйгур, После этого МИД Китая предупредил своих граждан о возможной опасности, которая подстерегает их в Турции.
Лидер турецкой националистической партии «Национальное движение» Девлет Бахчели заявил по поводу данного инцидента, что у корейцев и китайцев одинаковые раскосые глаза, и вообще их очень трудно отличить друг от друга.
Возмущенное китайское руководство заявило, что в стране царит равноправие всех граждан перед законом, и подчеркнуло, что уйгурские исламисты поддерживают связи с «Исламским государством».
Затем демонстранты разгромили таиландское консульство, так как Таиланд выслал в Китай группу уйгурских беженцев. Предварительно Таиланд подвергся критике китайских властей, допустив отъезд в Турцию другой группы уйгуров. Бангкок передал, что они имели турецкие паспорта — видимо, получили их в рамках той схемы, о которой говорит МИД Китая.
Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попытался снизить накал страстей, сказав, что Китай не притесняет мусульман. Но, похоже, Пекин все еще серьезно недоволен Анкарой. Уйгурский фактор грозит всерьез омрачить турецко-китайские отношения.