Побочный эффект строительства саудовско-египетского моста: де-факто признание права Израиля на существование

Категория: СтатьиСтрана: АравияМетки: Политика

Египетские оппозиционеры устроили много шума из ничего, развязав кампанию акций протеста против возвращения Саудовской Аравии двух островов в Красном море — Тирана и Санафира.

Острова эти входили в состав королевства, но в 1950 году Эр-Рияд решил передать их Каиру «на сохранение». Саудовский монарх тогда было достаточно слабым и предпочло поручить египетскому королю обеспечивать безопасность островов стратегической важности, запирающих вход в залив, ведущий к израильскому Эйлату и иорданской Акабе. После свержения египетской монархии острова остались под контролем этой страны и стали причиной Шестидневной войны в 1967 году — режим Насера блокировал водный путь, что было расценено Израилем как начало враждебных действий. Израиль захватил оба острова. По мирному договору с Египтом острова вернулись под власть Каира, хотя и было отмечено, что они по-прежнему остаются саудовской территорией. Наконец, сейчас Саудовская Аравия, невольно ставшая лидером арабского мира, решила вернуть себе острова, а с ними и контроль над морским путем. В обмен Египет получил миллиардные инвестиции и поставки нефти в кредит на выгодных условиях.

Однако египтяне, многие из которых о существовании этих островов услышали впервые в тот день, когда президент Абд аль-Фатах ас-Сиси вернул Тиран и Санафир королю Салману бин Абд аль-Азизу, восприняли этот шаг как предательство национальных интересов. В странном единстве сплотились либералы и исламисты, объявившие о начале акций протеста.

Очевидно, что острова в данном случае — всего лишь повод выразить недовольство политикой правительства ас-Сиси. Хотя президенту удалось удержать страну от развала и хаоса, особых улучшений в области экономики за время его пребывания у власти не было. Наоборот, на него в последние месяцы свалился острейший кризис туристической индустрии (спровоцированный терактом против российского самолета на Синайском полуострове), резко сокративший поступление валюты, которой страна расплачивалась за энергоносители. В итоге народ недоволен, и хотя сделка с Саудовской Аравией дает возможность приступить к развитию экономики благодаря полученным миллиардам долларов и нефтепродуктам, египетская оппозиция набросилась на президента. Впрочем, ас-Сиси умеет действоать жестко, и по стране прокатилась волна арестов лидеров акций протеста. Пока ему удается предотвратить настоящий взрыв недовольства, подобный тому, который смел Хусни Мубарака.

Что же до самой передачи островов, то тут есть один любопытный аспект, причем интересный в первую очередь с израильской точки зрения. Напомню, король Салман объявил о грандиозном проекте по строительству автомобильного и железнодорожного моста через Красное море, который пройдет по островам Тиран и Санафир в Шарм аш-Шейх на Синайском полуострове. До того, как Саудовская Аравия решила построить мост, между арабскими странами в Африке и в Азии не было сухопутного сообщения. Между этими государствами находится Израиль, долгое время считавшийся чужеродным телом, форпостом западного колониализма и оккупантом. Враждебная пропаганда постоянно говорила о том, что Израиль препятствует наступлению единства арабских стран.

Но строительство саудовско-египетского моста полностью меняет ситуацию. Арабские страны впервые будут связаны сухопутным путем, причем без уничтожения еврейского государства. В определенном смысле это может означать, что арабский мир начинает, наконец, смиряться с реальностью, и готов осознать, что Израиль здесь надолго. Разумеется, речь идет не о сознательных действиях в этом направлении, а лишь о символическом или подсознательном значении появления моста. Побочном эффекте, если угодно.

Сухопутный путь из Азии в Африку станет ярким доказательством того, что вовсе не Израиль нарушает единство арабского мира, и что еврейское государство может мирно существовать в регионе.

Кстати, передача островов была тайно согласована с Иерусалимом.

Рейтинг@Mail.ru