Фото: пресс-служба Белого дома
Отношения США с союзниками в Персидском заливе, в первую очередь, с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, проходят серьезные испытания из-за войны в Украине. Более того, эксперты полагают, что Китай наблюдает за этой напряженностью и делает выводы о том, как поведут себя экспортеры нефти в случае вторжения КНР в Тайвань.
Ахмед Абудух, эксперт «Атлантического совета», написал статью на эту тему, отметив резкое охлаждение отношений США с Саудовской Аравией и ОАЭ в последнее время, выразившееся в полном нежелании этих стран выполнить требование Вашингтона и открыто осудить российское нападение на Украину, а также принять меры, направленные на ослабление России, в первую очередь, в нефтегазовой сфере.
Автор статьи отметил, что арабские страны Персидского залива давно недовольны американским союзником. Кризис начался давно, еще при администрации Барака Обамы, который стал уделять больше внимания противостоянию с Китаем, чем проблемам ближневосточного региона. Результатом стала сделка с Ираном по ядерной программе, а также полное бездействие перед лицом интервенции России в Сирии и Ливии. Хотя иранская сделка была сорвана Дональдом Трампом, сейчас администрация Джо Байдена снова стремится заключить договор с Ираном. Эр-Рияд и Абу-Даби потребовали консультироваться с ними перед подписанием соглашения, но не рассчитывают быть услышанными.
Особое возмущение вызывает у этих арабских стран резкая и быстрая реакция США на вторжение в Украину — по сравнению с равнодушием при иранской фактической интервенции в Йемен на стороне хуситов в гражданской войне, развернувшейся в этой стране.
С учетом всего этого, арабские страны не спешат выступить против России, предпочитая нейтралитет, так как надежды на американского союзника мало, и приходится выстраивать нормальные отношения с другими влиятельными странами. Помимо России, в последние годы арабские страны оказались тесно связаны с Китаем экономически. КНР стала основным покупателем нефти из Персидского залива и привлекает арабов к своему проекту «Один пояс».
Началось и сотрудничество в сфере безопасности. Китай тайно строил военную базу в ОАЭ. После протестов Вашингтона проект был свернут, впрочем, неясно, надолго ли. Зато строительство завода по производству баллистических ракет в Саудовской Аравии, выполняемое китайцами, идет полным ходом.
В таком случае, скорее всего, Саудовская Аравия и ОАЭ не будут поддерживать США в случае серьезной конфронтации с КНР. Недаром они выражают приверженность принципу единого Китая, то есть, признают Пекин единственным официальным представителем как материковой части, так и Тайваня.
Вместе с тем, следует учитывать, что, если война в Украине в итоге, несмотря на весь ущерб, обогатит экспортеров энергоносителей из-за скачка цен, то вооруженный конфликт Запада с Китаем приведет к серьезному разрушению экономики во многих регионах мира. Поэтому арабы будут стараться не допустить серьезной эскалации.