
U.S. Navy, photo by Jesse B. Awalt
1 сентября 1969 года группа ливийских офицеров с Муаммаром Каддафи во главе совершила бескровный переворот и захватила власть в стране, свергнув короля Идриса. 79-летний монарх в тот момент находился на лечении в Турции.
Переворот в Ливии стал закономерным результатом процессов, протекавших в этой стране с начала ее образования. Скроенное из трех частей — Киренаики, Триполитании и Феццана — государство изначально не отличалось стабильностью и внутренним единством, и резко отличалось от соседей с запада и с востока намного более архаичным укладом. Короля Идриса поддерживали кланы Киренаики, с которыми у его клана были старинные связи, но половина населения страны жила в Триполитании и не была лояльной правящему дому. Найденные месторождения нефти вместо укрепления власти породили новые проблемы в виде коррупции и незаконного обогащения узкой прослойки, тогда как многие ливийцы считали себя обделенными. Не способствовало королевскому авторитету и то, что у Идриса не было детей.
На этом фоне переворот или революция прошли гладко и были встречены народным энтузиазмом. Однако пришедший к власти Каддафи, похоже, долгое время просто не знал, что ему делать со страной, остававшейся все такой же раздробленной и слабой. Разделяя пан-арабские взгляды египетского президента Насера, он начал вести с ним переговоры об объединении Египта с Ливией, а заодно и с Суданом, где у власти тоже находился насерист, Джаафар Нимейри. Но осенью 1970 года Насер умер от сердечного приступа, а сменивший его Садат начал проводить совершенно иной внешнеполитический курс.
Отчаявшись пристроить Ливию в Египет, Каддафи повернулся на запад и сделал точно такое же предложение президенту Туниса Хабибу Бургибе. Бургиба мягко отклонил эту инициативу.
Потеряв духовного наставника в лице Насера, Каддафи решил стать его преемником. Назвав свою диктатуру красивым словом Джамахирия (власть масс), по сути представлявшую собою все тоже архаичное клановое или трайбалистское государство, он активно вмешивался в дела арабских стран, поддерживая разные антиправительственные силы, что в итоге привело к Сорокадневной войне с Египтом в 1977 году. Египетская армия наголову разгромила ливийские войска. Поддержка терроризма против западных государств — теракт в Берлине, взрыв французского самолета и т.д. — стала причиной бомбардировки Ливии американскими военными в 1986 году.
Получив укорот, Каддафи решил перенаправить свою энергию в Африку и вмешался в гражданскую войну в Чаде, которую разумеется, тоже проиграл.
В 2003 году, после того, как президент США Джордж Буш выполнил угрозу свергнуть режим иракского диктатора Саддама Хусейна, Каддафи опомнился. Понимая, что в новом мире для выживания нельзя ссориться с Западом, он покаялся в грехах и свернул тайные программы производства оружия массового поражения. Это позволило ему избавиться от статуса изгоя на какое-то время, и он с прежней энергией взялся за внешнеполитические химеры, то в виде единого арабо-еврейского государства Исратина, то в виде объединенной Африки.
Но в 2011 году часть ливийских кланов, уставших от затянувшегося правления сумасбродного диктатора и его эксцентричного многочисленного семейства, и вдохновленных примером Туниса и Египта, подняли мятеж против власти Каддафи. Началась гражданская война, в которую тут же вмешались европейцы — разумеется, на стороне повстанцев. Президент США Барак Обама неохотно поддержал союзников по НАТО, использовавших удобный повод избавиться от ливийского лидера и взять под свой контроль его миллиарды, неосмотрительно помещенные им в западные банки. Вскоре Каддафи пришлось бежать из Триполи в родной Сирт, где оставались верные ему кланы.
В Сирте, опять же, не без помощи НАТО, Каддафи в итоге схватили боевики оппозиционных группировок и немедленно зверски убили, вместе с сыном Мутасимом. В ходе гражданской войны погибли также двое других сыновей Каддафи — Саиф аль-Араб и Хамис (слухи о том, что Хамис жив, появлялись вплоть до 2016 года).
Таков был бесславный конец 42-летнего правления амбициозного, эксцентричного и жестокого диктатора. В течение этих десятилетий ливийский лидер никак не пытался построить настоящее государство, продолжая управлять с помощью традиционных средств и удовлетворяя собственное самолюбие. В результате после его гибели страна распалась на враждующие группировки, стремящиеся взять под контроль нефтяные месторождения, и вялотекущая гражданская война фактически продолжается до сих пор, хотя и далеко не такая ожесточенная, как, например, в Сирии — 9000 погибших ливийцев по сравнению с более чем полумиллионом убитых сирийцев.