Турецкий сегмент интернета в последние дни был взбудоражен слухами о возможном сближении Израиля с Турцией, в ущерб отношениям Израиля с Грецией, Кипром и Египтом.
Поводом послужило вполне невинное сообщение. В одном из Твиттеров израильского министерства иностранных дел, в ответ на вопрос пользователя о возможности восстановления близких союзнических отношений между Израилем и Турцией, как было в 1990-х, появилась запись: «Мы гордимся нашими дипломатическими отношениями с Турцией и надеемся, что в будущем они окрепнут. Посылаем любовь всем нашим турецким подписчикам».
We are proud of our diplomatic relations with Turkey. We hope our ties grow even stronger in the future. Sending love to all of our #Turkish followers!
— Israel ישראל (@Israel) May 7, 2020
Эта запись была перепечатана многими турецкими пользователями, после чего появились сообщения о том, что Израиль и Турция ведут тайные переговоры о демаркации экономических вод в Восточном Средиземноморье, аналогичные соглашению, подписанному Турцией с ливийским правительством национального согласия. Этот договор вызвал протесты Кипра, Египта, Греции, а также и Израиля.
Вместе с тем, недавно Греция, Египет, Кипр, Франция и ОАЭ (!) выступили с единым заявлением, осуждающим действия Турции в Восточном Средиземноморье и обвиняющим Анкару в нарушении норм международного права.
Турция в ответ выступила с резкой отповедью, заявив, что вышеупомянутые страны подрывают стабильность и несут хаос в регион. Пресс-секретарь МИД Турции Хами Аксой сказал, что государства, подавляющие демократические устремления народов, борющихся с диктаторами и путчистами, недовольны тем, что Турция ставит им палки в колеса. Под путчистами очевидно имелись в виду президент Египта Абд аль-Фатах ас-Сиси, свергнувший избранного президента-исламиста Мухаммада Мурси, и маршал Халифа Хафтар, воюющий с признанным правительством Ливии.
Тем временем многие комментаторы отметили, что Израиль не присоединился к осуждающей Турцию декларации. Это позволило им предположить, что Иерусалим ведет какие-то тайные переговоры с Анкарой на тему раздела экономических вод Восточного Средиземноморья, а запись в Твиттере МИД Израиля только укрепила эти предположения. Некоторые сообщения о секретных переговорах ссылались почему-то на Институт российских исследований (RUSEN), находящийся в Анкаре.
Были даже опубликованы карты предполагаемой демаркации границ:
Rumların sözde kıta sahanlığıyla işgal ettiği, Türkiye ile İsrail ve Libya'nın Doğu Akdeniz'deki sınırlarının haritası. pic.twitter.com/0LNtOs9Rmy
— Doğu Akdeniz (@AkdenizKibris) May 12, 2020
Вскоре об этом написало издание Arab News, ссылающееся на свои источники. Правда, оно привело высказывание эксперта, справедливо указавшего, что такой израильско-турецкий договор маловероятен, так как противоречит договорам Израиля с Кипром, Грецией, Египтом и другими странами.
Наконец, 14 мая эту тему осветило турецкое издание «Миллиет», которое обратилось за комментарием к израильскому поверенному в делах Рои Гиладу. Он опроверг слухи о тайных контактах по поводу раздела шельфа Восточного Средиземноморья, хотя и подчеркнул, что Израиль заинтересован в нормализации отношений с Турцией.
Казалось бы, тема закрыта. Вместе с тем, весьма любопытно, кто и с какой целью распространял слухи, способные негативно отразиться на сложной обстановке в Восточном Средиземноморье. Напомним, в январе было объявлено о создании новой организации под названием «Газовый форум Восточного Средиземноморья», со штаб-квартирой в Каире. В состав организации входят Египет, Израиль, Греция, Кипр и Италия, а также Иордания и Палестинская автономия. Турция осталась за бортом.
Израиль в конце 2019 — начала 2020 года приступил к реализации крупнейших экономических соглашений с арабскими государствами — Египтом и Иордании, начав экспорт природного газа с месторождения «Левиафан», одного из крупнейших в Восточном Средиземноморье. Часть поставок в Египте потом будет реэкспортироваться в Европу. Вдобавок, Израиль, Греция и Кипр согласовали строительство 1900-километрового газопровода в Европу.
Слухи о том, что израильское правительство, фактически, решило перечеркнуть все эти достижения ради турецких интересов, выглядели маловероятными, но, тем не менее, распространялись весьма активно. Кто стоит за слухами, неизвестно, но вполне очевидно, что затягивание или даже срыв экспорта средиземноморского газа, не только израильского, в Европу, совпадает с российскими интересами.
Впрочем, возможно, это лишь еще один самозародившийся в интернете скандал, неотъемлемая часть мира информационных технологий.