Последние восемь евреев, оставшихся от некогда процветавшей еврейской общины Багдада, живут в постоянном страхе за свою жизнь. В то же время в Иракском Курдистане начинается процесс определенного еврейского возрождения.
Багдадские евреи боятся террора
Когда-то еврейская община Ирака насчитывала, по разным оценкам, 120-150 тысяч человек, но большинство из них уехали, побросав все имущество, из-за бурного проявления антисемитизма после образования государства Израиль. В Багдаде живут восемь евреев, семь женщин и один мужчина. Все они — одинокие и пожилые люди, хотя и обеспеченные. Террор на улицах иракской столицы заставляет их бояться за свою безопасность. Вдобавок, их имущество оказалось под угрозой присвоения другими людьми, включая чиновников.
Израильский журналист Шалом Иерушалми написал на сайте NRG, что крохотную еврейскую общину взял под покровительство депутат иракского парламента. Он попросил не называть его имени. Парламентарий пытается помочь евреям отстоять свою собственность. Недавно он побывал в Нью-Дели на международном фестивале культуры, где встретился с замминистра регионального развития Израиля Аюбом Карой и обсудил с ним положение еврейской общины. Они договорились сотрудничать в деле восстановления синагог, кладбищ и других объектов, ранее принадлежавших еврейской общине.
Аюб Кара также поговорил по телефону с тремя из восьми еврейских жителей Багдада и обсудил их положение. На вопрос о том, не хотят ли они репатриироваться, евреи предпочли не отвечать, видимо, опасаясь, что их беседу могут подслушать.
Еврейский ренессанс в Курдистане
Совсем иная картина вырисовывается из слов 39-летнего Шерзада Мамсани, проживающего в Иракском Курдистане, автономном крае, где он стал официальным представителем еврейской общины при правительстве. По его словам, он и его друзья свободно носят ермолки, не скрывают своих сионистских взглядов и встречают понимание и сочувствие местных властей.
Так было не всегда. В беседе с корреспондентом Times of Israel Довом Либером Мамсани рассказал, что написанная им в 1997 году книга о связях курдов с Израилем стала причиной покушения на его жизнь. В результате взрыва он потерял руку. Но главные перемены произошли после появления «Исламского государства» (ИГИЛ или ДАИШ). Из-за террора, развязанного «халифатом», исламисты окончательно потеряли влияние в Курдистане, и представители меньшинств почувствовали себя намного свободнее. По словам Мамсани, 30 ноября 2015 года, в день памяти изгнания евреев из арабских стран, он организовал мероприятие, посвященное этому событию, на которое пришли 400 человек, включая множество представителей политических партий и одного влиятельного имама. «После этого я понял, что ничего невозможного нет», — говорит он.
Мамсани рассказал, что правительство Курдистана приняло закон о свободе вероисповедания, согласно которому, если человек считается единственным представителем своей конфессии, то он может представлять свою веру в министерстве по делам религий. В настоящий момент министерство зарегистрировало восемь конфессий. По его словам, в последнее время в Курдистане многие обратились к своим еврейским корням, но практически у всех его друзей по общине евреями были только бабушки и дедушки.
Это не помешало правительству Курдистана дать Мамсани обещание на полное восстановление всех еврейских объектов на курдской территории, от синагог до кладбищ и гробниц пророков. Он также тесно сотрудничает с министерством туризма, в котором есть департаменты по каждой конфессии, и которое заинтересовано в привлечении религиозных туристов или паломников.