После недавнего визита специального представителя иранского руководства Али Акбара Велати в Москву, где его принимал президент Владимир Путин, в Иране заговорили о необходимости расширения связей с Россией вплоть до налаживания стратегического партнерства.
Бывший дипломат Али Сакаян написал о перспективах ирано-российского союза развернутую статью, опубликованную на сайте «Фарс». Автор статьи отмечает, что за минувшие десять лет отношения России и Ирана знали взлеты и падения. Хотя в экономической сфере продолжалось интенсивное сотрудничество, в политической области не все шло гладко, и Россия «разыгрывала иранскую карту в своих интересах» и иногда поддерживала незаконные требования Запада, например, когда отменила контракт на поставки зенитно-ракетных комплексов С-300. Тем не менее, в общем и целом двусторонние отношения были достаточно близкими.
Затем начались геополитические изменения, из-за которых Москва стала больше внимания уделять набирающим вес азиатским державам в лице Индии, Китая и Ирана. Автор подчеркивает, что усиление мощи Ирана способствовало росту интереса России к своему южному соседу.
Тем временем доверие России к Западу упало до нуля на фоне развала иракской армии и резкого усиления террористической группировки «Исламское государство», которое угрожает вплотную приблизиться к российским границам и распространить свое влияние на Южный Кавказ и в Чечню. Другой причиной стал украинский кризис и попытки НАТО закрепиться на западной границе России. В результате российское руководство начало отворачиваться от западных стран, отметил автор.
По его словам, у стран много общих интересов в разнообразных сферах. В частности, есть основания для налаживания тесного сотрудничества в области энергетики, стратегически важной для России, и в совместном развитии инфраструктуры в Иране, России и других странах региона. Создание Евразийского экономического союза может придать дополнительный импульс развитию торгово-экономических связей в регионе. Вдобавок, Иран и Россия согласовывают вопросы экспорта иранской сельхозпродукции в российские магазины.
В области безопасности Иран и Россия имеют общие интересы в сохранении стабильности Афганистана, в защите Сирии и в противостоянии ИГ. Как отмечено в статье, если бы не ирано-российское сотрудничество, то террористические группировки давно проникли бы на Кавказ и в Среднюю Азию.
Автор заключает, что для стратегического союза Ирана и России есть все необходимые предпосылки.
Тем временем посол Ирана в России Мехди Санеи заявил, что московское отделение иранского банка «Мелли» ускорило проведение расчетов между двумя странами. Санеи отметил, что в последнее время удалось преодолеть много препятствий, затруднявших развитие двусторонней торговли, вроде высоких тарифов на экспорт и ограничений на денежные переводы. Ранее посол говорил, что в 2015 году Иран должен подписать первое соглашение с Евразийским экономическим союзом по снижению пошлин.
Иран оказался не единственным ближневосточным государством, проявляющим повышенный интерес к России. Газета The New York Times сообщила 3 февраля, что Саудовская Аравия, опасающаяся распространения влияния Ирана в ближневосточном регионе, обратилась к России с предложением повысить цены на нефть в обмен на отказ российского руководства от поддержки сирийского президента Башара Асада. Как заявил неназванный саудовский дипломат, если нефть поможет принести мир в Сирию, то Эр-Рияд использует эту возможность.
Насколько достоверна эта информация, пока неясно. Следует отметить, что от роста цен на нефть выиграет не только Россия, но и Иран, а это однозначно противоречит саудовским интересам.