Первая служба в Айя София и цели Эрдогана

Категория: СтатьиСтрана: ТурцияМетки: Ислам

Автор: Адам Зар

Свершилось. Вчера состоялась первая за 74 года пятничная мусульманская молитва в мечети Айя София. Которая бывший музей. А до этого – мечеть, а до этого собор святой Софии.

Император Феодосий I Великий в 377 году базилику святой Софии отобрал у ариан и передал никонианам. Но в ходе серьёзнейшего восстания «Ника» в 532 базилику не уберегли, и она сгорела. Император Юстиниан I (тоже Великий) каялся и держал пост, а спустя сорок дней после пожара повелел на его месте построить новую церковь того же имени. Замысел государя был понятен. Ему нужно было величие. Величие — видное издалека и любой ценой.

Архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский трудились не зря. Да и размах поставок потрясал — по императорскому эдикту свозились архитектурные элементы древних построек (из Рима — восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, из Эфеса — восемь колонн из зелёного мрамора). Кроме мрамора, Юстиниан щедро (три годовых дохода Империи) использовал золото, серебро, слоновую кость. Он вообще хотел покрыть храм золотом от купола до ступеней. Но не рискнул. Зато рискнул, когда все закончилось, при открытии 22 декабря 537 года громко заявить: «Соломон, я превзошел тебя!»  Вообще, Первый Храм был все же довольным скромным, вот если бы Юстиниан вспомнил Второй Храм… Но, разумеется, поминать царя Ирода христианскому владыке было негоже. Но давайте запомним, с чем именно соперничает Юстиниан.

Его современник и тайный оппозиционер, наш земляк Прокопий Кесарийский писал: «Этот храм представляет чудесное зрелище, — для смотревших на него он кажется исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони».

Последняя христианская служба состоялась там в ночь 2 мая 1453 года. Император Константин XII и его люди попрощались с Патриархом, получили отпущение грехов. По сути это была заупокойная литургия… На следующий день турецкая пехота ворвалась в собор. Начались убийства священников, уничтожения икон и, разумеется, грабежи. В утешение христианам появилось предание, что в тот момент, когда турки сломали входные ворота, в нём шла служба — и священник со Святыми Дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут христианам; тогда, якобы, он выйдет и завершит прерванное богослужение.

30 мая 1453 года султан Мехмет Завоеватель вошел в уже мечеть, в Айя София. Есть уже мусульманская легенда, что он в этот день купил церковь у ее формального владельца и, таким образом, имеет право делать с ней, что хочет. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции, главная часть храма — алтарь — располагалась на востоке, мусульмане уничтожили его, поместив михраб (место для имама) в юго-восточный угол, то есть — в сторону Мекки.

При этом турки не тронули большинство фресок и мозаик, просто покрыли их толстым слоем штукатурки. Это послужило отличной консервацией для росписи. Были пристроены минареты и контрфорсы, и церковь стала похоже на крепость и пусковую установку баллистических ракет. Бродский писал об этом в своем величайшем эссе про Стамбул. Лишь в XIX веке султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам провести реставрацию Айя-Софии, которая была на грани обрушения. Именно тогда под известью были обнаружены прекрасно сохранившиеся византийские мозаики. Осмотрев их, султан принял решение оставить открытой часть орнаментов, но снова забелить лики святых, а на колоннах развесить огромные щиты, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Республиканское турецкое правительство с 1923 года допустило христианских (американских) реставраторов во главе с Томасом Виттемором, а в 1935 году объявило Айя София музеем. Незадолго до этого, в 1922 году, Сергей Николаевич Булгаков, великий русский филисоф, посетил Софию. Он отлично помнил: что такое был «культ св.Софии» для официальных кругов Российской Империи. Еще Иван Грозный и дядя Петра Первого мечтали вслух или на бумаге о желании «восстановить крест на св.Софии». Екатерина Вторая внука второго своего назвала Константин совершенно не случайно — она видела его на престоле новых византийских императоров. Николай I, казалось, мог без особого труда захватить Константинополь в 1831-1833 годах. Возможно, помешали идеи «монаршей солидарности». Правительство Николая II добилось у Англии согласия — после победоносного окончания Первой Мировой Константинополь будет занят русскими войскам. И, если бы не большевистский переворот, нет сомнения, что русские вошли бы туда.

Совершенно понятно, что было бы с Айя София в этом случае. Стала бы тогда София Музеем? Или осталась бы только собором? Вот недавно в Санкт-Петербурге крупнейший и красивейший городской Исаакиевский собор хотели отдать церковникам. Но после упорных демонстраций, опросов общественного мнения и прямой угрозы столкновений с полицией идею похоронили. Почему, спрашивается? Совершенно не потому, что народ против религии, а потому что в представлении многих граждан России сейчас РПЦ — коммерческая организация и мракобесная группировка, и ей не то что отдавать ничего нельзя исторического, а надо ровно наоборот – заставить ее жить по заветам Нила Сорского и иных нестяжателей… Видимо, С.Н.Булгаков все это осознавал, поэтому в дневнике его появились горькие слова о том, что «пусть уж лучше агаряне охраняют нашу главную православную святыню, пока мы духом слабы и не в состоянии понять — что такое Святая София для духа и чувства православного человека».

Думаю,  что Булгаков был прав. Опять же, в Питере, вернее, в Кронштадте, примерно 120 лет назад был построен великолепнейший, буквально подавляющий своей имперской идеей Морской Никольский собор. Он всего чуть-чуть меньше св. Софии — купол диаметром 27 метров, а софийский купол — 31 м. Но в остальном он повторяет идею св.Софии, и в солнечный день его купол блестит на 20-30 км для каждого, кто по морю приближается к столице Империи Российской. Принесло ли это счастье и довольство жителям тех мест? Совсем наоборот.

Принесет ли довольство и счастье сейчас турецким и иным мусульманам обратная трансформация музея в Айя Софию? Нет, разумеется. Сейчас отчетливо видны причины, побудившие президента Турции, который всё более и более похож на диктатора, Реджепа Эрдогана принять это решение. Без которого легко можно было бы обойтись.

Во-первых, сплотить своих консервативных сторонников, которые спят и видят возрожденную Оттоманскую Порту от Залива Арабского до Столбов Геркулесовых.
Во-вторых, послать сигнал грекам и русским — проливать я хотел свой кофе на ваши шаровары. Подумать только, какой-то греческий архиепископ в мае предлагал Эрдогану, чтобы не нарушать гармонию мира, принять православие и отслужить в св.Софии торжественную мессу. И это в тот момент, когда Турция рвется захватить часть Сирии и часть Ливии и объяснить египтянам и шейхам Аравийского полуострова, кто главный в суннитском мире.

В-третьих, Эрдоган проверяет реакцию всего условно-христианского сообщества. Он совершенно точно знает, что действует по закону. Что никто не может подать на него в суд, особенно русские, греки, ЮНЕСКО и ООН. Но ему интересно — а что будут делать другие? США. Франция. Великобритания. Папа Римский.

В-четвертых, Эрдоган провоцирует и Израиль. Это опять сравнение с Храмовой Горой. Мол, а слабо Израилю повести себя также — только, разумеется, с обратным знаком: выкинуть магометан с Храмовой горы и начать строительство Третьего Храма вместо Купола над Скалой и Аль-Аксы? Это была бы фантасмагория и это был бы стопроцентный повод к Джихаду. К счастью, веротерпимость и охрана святых мест всех религий – это одна из непререкаемых козырных карт израильской политики. Уверен, что правительство Израиля проигнорирует эту провокацию, но выберет время и место для едких замечаний в адрес «султана».

В целом же эта суета вокруг то ли мечети, то ли музея — не стоит и выеденного яйца. Это действительно внутреннее дело Турции. Недовольным православным советую вспомнить строчку из Евангелия: и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф, 7:2). Гораздо важнее понять и просчитать дальнейшие шаги Эрдогана в Ливии и Сирии. А любоваться на прекрасную Софию и на ее внутреннее убранство в Стамбуле туристы все равно продолжат.

Рейтинг@Mail.ru